Полевые артсистемы на самоходном лафете

1. sIG 33 Auf Pz I
2. Wespe   (SdKfz 124)
3. Bison   (SdKfz 138/1)
4. Hummel   (SdKfz 165)
5. Karl   (Gerat 040)

 Таблица ТТХ 

Выйти

1. sIG 33 Auf PzKpfW I Ausf B

Вперед
Выйти

В числе самых первых немецких САУ было и это странное, изготовленное на шасси PzKpfW I Ausf B в 1939 году фирмой Alkett, 150-мм тяжелое самоходное пехотное орудие. Странность заключалась в том, что для установки на шасси танка, орудие sIG 33 не снималось с колес, что заставило проектировщиков городить вокруг него громадное сооружение из 10-мм бронелистов. Это решение оказалось неудачным, поскольку большая высота (более 3-х метров) конструкции и большой вес устанавливаемой артсистемы делали машину чрезвычайно склонной к опрокидыванию, к тому же ходовая часть оказалась сильно перегруженной. Изготовленные 38 САУ, приняли участие в боевых действиях в Польше и во Франции для поддержки наступающих пехотных подразделений. Последние применения этой артсистемы относятся к боям в СССР осенью 1941 г.

2. Wespe, (SdKfz 124)

Вперед
Назад
Выйти

Еще в начале 1942 г. инженеры фирмы "Алкетт" начали отработку унифицированного лафета для установки 75-мм противотанковой пушки и 105-мм гаубицы. Наиболее предпочтительным в то время казалось использование шасси хорошо освоенного промышленностью легкого танка PzKpfw II. Но для этого шасси подверглось радикальной перекомпоновке. Двигатель был смещен в центральную часть машины, а боевое отделение - назад, что позволило лучше распределить нагрузку на опорные катки и уменьшить общий габарит артустановки.

Переделанное шасси получило название "Geschutzwagen II" и оказалась очень удачным. Но заказ на установку на этой базе 75-мм противотанкового орудия PaK 40/3, на который надеялись создатели лафета, не последовал, так как головным предприятием по легким противотанковым САУ уже была назначена фирма ВММ в Праге.

Однако 105-мм самоходных гаубиц в 1943 г. для фронта требовалось очень много и их выпуску давали "зеленую улицу". В 1944 г. САУ получила собственное имя "Wespe" (Оса), но вскоре ее выпуск был прекращен, так как разюомбленные заводы "Альмеркише Кеттенфабрик" не справлялись даже с программой выпуска более необходимых штурмовых орудий.

3. Bison, (SdKfz 138/1)

Вперед
Назад
Выйти

В начале 1943 г., выполняя распоряжение Управления Вооружений, фирма ВММ предложила прототип легкой САУ поддержки, вооруженной 150-мм орудием sIG 33. Новая САУ сочетала достоинства хорошо отработанной ходовой части чешского танка с огневой мощью самого распространенного тяжелого пехотного орудия sIG 33. В 1944 году данной артсистеме было присвоено название "Bison" (причем "Бизонами" позднее стали называть также все САУ, имевшие на вооружении 150-мм гаубицы sIG 33, в том числе StuIG 33 и Sturmpanzer IV).

В конце 1943 г. база САУ была кардинально переработана по типу "Веспе" и "Хуммеля". Двигатель сместили вперед - к трансмиссии, увеличив таким образом размер боевого отделения, которое теперь располагалось сзади. Такое шасси получило логичное наименование "Geschutzwagen 38(t)" и использовалось также для САУ "Marder III" и "Flakpanzer 38(t)". Новая модификация получила обозначение "М" в отличие от предыдущей, имевшей индекс "Н".

4. Hummel, (SdKfz 165)

Вперед
Назад
Выйти

В середине 1942 г. на фирме Deutsche Eisenwerke был создан проект унифицированного самоходного лафета из стандартных узлов ходовых частей танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Этот лафет (Geschutzwagen III/IV) задумывался, как многоцелевая база для семейства боевых машин различного назначения: противотанковых, зенитных, САУ поддержки, и т.д.

Одной из первых артсистем на данном лафете стал 88-мм истребитель танков "Хорниссе ", после которого на той же повозке на испытания вышла самоходная 105-мм пехотная гаубица le FH 18/2. Но несмотря на удачную конструкцию и успешное завершение испытаний, САУ запоздала, поскольку уже была принята на вооружение 105-мм самоходная легкая полевая гаубица "Wespe" на болнн дешевом шасси "Geschutzwagen II".

Но подлинный триумф выпал на долю тяжелой танковой пушки-гаубицы "15-cm Panzer-Haubitzer 18/1 auf Fahrgestell Gw III/IV, SdKfz 165", разработанной фирмой Alkett. Артсистема была принята на вооружение в начале 1943 г., а в феврале 1944 ей было присвоено имя "Hummel" (Шмель). До самого окончания войны "Шмели" по праву считались наиболее мощными самоходными артсистемами немецких полевых войск.


5. Karl, (Gerat 040)

Вперед
Назад
Выйти

Еще в 1935 году фирма Рейнметалл-Борсиг разработала нарезной миномет калибра 600-мм, который мог выпускать снаряды весом до 4000 кг на расстояние немногим более 1000 м. Поскольку при его создании использовались идеи генерала артиллерии Карла Беккера, эта метательная машина, имевшая заводской индекс Gerat 040 (Изделие 040), получила полуофициальное имя "Карл". В 1937 г. был изготовлен опытный образец орудия, весивший около 55 т., который забрасывал гранаты весом ок. 2000 кг на расстояние до 3000 м и именно в 1937 г. начались работы по созданию для него самоходного лафета. Вес всей артсистемы достиг 97 т. Модернизированный ствол орудия длиной 5108 мм позволил поднять дальнобойность до 4000 м. Однако и этого было, без сомнения, мало. Поэтому, выполняя приказ Гитлера, инженеры фирмы изготовили иной образец артсистемы калибра 540 мм с более длинным стволом и снарядом весом 1580 кг, лучшего аэродинамического качества, дальнобойностью до 10000 м.

Самоходный лафет весил 120 т. (вариант, оснащенный 540-мм стволом имел вес 124 т.) оснащался двигателем Даймлер-Бенц 507 (аналогичным устанавливаемому в торпедных катерах). Правда, путем дросселирования его мощность была понижена до 580 л.с., но экономичность улучшилась.

Первый войсковой вариант 600-мм артсистемы, получивший имя "Adam"("Адам"), родился в ноябре 1940 г., а спустя полгода увидели свет три его последователя - "Eva"("Ева"), "Thor"("Тор") и "Odin"("Один"). Первое боевое применение этих монстров имело место 22 июня 1941 г., когда первая батарея в составе "Адама" и "Евы" вели огонь по крепости Брест-Литовск. Справедливости ради стоит отметить, что собственно огонь вел только "Адам" (он выпустил 16 снарядов), а "Ева" молчала, поскольку при первом же выстреле у нее в стволе застрял снаряд.

Вторая батарея в составе "Тора" и "Одина" приняла участие только в осаде Севастополя. Причем за время осады ими было выпущено около 197 снарядов. После осады орудия были отправлены на ремонт и "Тор" получил ствол калибра 540 мм. В августе 1944 г. "Тор" перебросили в район Парижа, где он был сильно поврежден авиацией союзников, после чего подорван собственным расчетом и попал в руки американских войск.

Два новых орудия, получившие имя "Loki"("Локи") и "Ziu"("Циу") были готовы в августе-сентябре 1941 г. "Циу" вошла в состав 638. тяжелой батареи и в августе 1944 года вела обстрел восставшей Варшавы. Последняя мортира, строившаяся в комплекте со стволом 540-мм, получившая имя "Fenrir"("Фенрир") так и не была закончена.



По данной теме можно дополнительно прочитать:
М.Свирин «Самоходная артиллерия вермахта»,
серия
«АРМАДА-вертикаль» №1, ЭкспринтНВ, 1995 г.
Приложение к журналу М-Хобби